ПОСОЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АВСТРИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Тел.:+43/1/712-12-29; +43/1/713-86-22
/График работы: 8:30-17:30 / понедельник-пятница
12 февраля

Кандидатура Российской Федерации в Совет ООН по правам человека на период 2021-2023 гг.


Поощрение и защита прав человека являются одними из безусловных
приоритетов внешней политики Российской Федерации. Будучи
приверженной своим международным обязательствам в сфере прав человека,
Россия видит свои задачи в том, чтобы:
– добиваться уважения прав и свобод человека во всем мире путем
конструктивного, равноправного международного диалога с учетом
национальных, культурных и исторических особенностей и ценностей
каждого государства;
– противодействовать попыткам использования правозащитных
концепций в качестве инструмента политического давления и вмешательства
во внутренние дела государств, в том числе в целях их дестабилизации и
смены законных правительств;
– обеспечивать защиту прав и свобод человека на основе норм
международного права и при неукоснительном соблюдении государствами
своих международных обязательств в правозащитной сфере;
– развивать на межгосударственном уровне культурные и
гуманитарные связи между народами;
– твердо противодействовать любым проявлениям расизма, расовой
дискриминации, ксенофобии, неонацизма, агрессивного национализма,
антисемитизма, религиозной и этнической нетерпимости, попыткам
фальсификации истории и использования ее в целях нагнетания
конфронтации и реваншизма в мировой политике, попыткам пересмотра
итогов Второй мировой войны, способствовать деполитизации исторических
дискуссий;
– привлекать институты гражданского общества к решению
международных проблем;
– развивать международное культурное и гуманитарное
сотрудничество как средство налаживания межцивилизационного диалога,
достижения согласия и обеспечения взаимопонимания между народами,
уделяя особое внимание межрелигиозному диалогу;
– наращивать взаимодействие с международными и
неправительственными правозащитными организациями в целях укрепления
общепризнанных норм в области прав человека, их сопряжения с
ответственностью личности за свои действия, прежде всего в плане
недопущения оскорбления чувств верующих, воспитания взаимного
понимания и уважения, укрепления в диалоге по правам человека
нравственных начал, искоренения политики двойных стандартов в указанной
области.
Российская Федерация убеждена в том, что стандарты и принципы,
закрепленные во Всеобщей декларации прав человека и Международных
пактах о правах человека, должны последовательно воплощаться во всем
мире. Для того чтобы достичь этой цели, необходимо сосредоточить усилия
всех участников международных отношений на укреплении диалога и
сотрудничества, вовлечении заинтересованных сторон в коллективный
процесс выработки и принятия решений. Главной движущей силой данного
процесса должна стать Организация Объединенных Наций и, в частности,
Совет по правам человека.
Российская Федерация рассматривает Совет по правам человека в
качестве ключевого органа в рамках системы ООН, деятельность которого
призвана способствовать развитию конструктивного межгосударственного
сотрудничества в правозащитной сфере, укреплению международного
режима соблюдения прав человека на основе справедливости и равноправия
в соответствии с целями и принципами, закрепленными в Уставе
Организации Объединенных Наций. Российская сторона уверена в том, что
права человека следует рассматривать в качестве фактора, способствующего
сближению различных государств и групп государств, а также укрепляющего
климат доверия и взаимного уважения в международных отношениях.
Будучи в составе Совета (2006-2009 гг., 2009-2012 гг., 2013-2016 гг.), а
также находясь в статусе наблюдателя (2013 г., с 2017 г. по настоящее
время), Россия последовательно проводила работу на продвижение
равноправного и взаимоуважительного сотрудничества в сфере поощрения и
защиты прав человека в соответствии с принципами и нормами
международного права, исключение практики «двойных стандартов» и
недопущение использования проблематики прав человека в качестве
предлога для вмешательства во внутренние дела суверенных государств.
В основе решения о выдвижении кандидатуры России в Совет на
период 2021-2023 гг. лежит стремление продолжать линию, направленную на
честный, взаимоуважительный и равноправный диалог по вопросам
обеспечения прав и основных свобод человека.
В случае избрания в СПЧ Россия будет предпринимать шаги, целью
которых станет преобразование Совета в эффективный и действенный
инструмент поощрения и защиты прав человека во всем мире, чья работа
строилась бы на принципах универсальности, неизбирательности,
объективности, равного отношения ко всем категориям прав человека и
уважения к культурному и цивилизационному разнообразию.
Российская Федерация трижды − в 2009, 2013 и 2018 гг. − успешно
прошла процедуру Универсального периодического обзора (УПО) в рамках
Совета ООН по правам человека. В настоящее время осуществляется работа
по выполнению рекомендаций третьего цикла УПО.
Существенное внимание уделяется взаимодействию с системой
специальных процедур Совета. За период с 2013 г. российской стороной
направлено более 150 ответов на обращения этих мониторинговых
механизмов. За время членства в СПЧ и в период нахождения в статусе
наблюдателя Россию посетил ряд специальных процедур, в частности
Специальный докладчик по вопросу о современных формах расизма, расовой
дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости,
Специальный докладчик по вопросу о независимости судей и адвокатов,
Специальный докладчик по вопросу о положении в области прав человека и
основных свобод коренных народов, Специальный представитель
Генерального секретаря по правам человека и транснациональным
корпорациям и другим коммерческим предприятиям, Специальный
представитель Генерального секретаря по вопросу о насилии в отношении
детей, Специальный докладчик в области культурных прав, Специальный
докладчик по вопросу о негативном воздействии односторонних
принудительных мер на осуществление прав человека. На российской
территории состоялись выездные межсессионные заседания Экспертного
механизма СПЧ по правам коренных народов и Постоянного форума ООН по
вопросам коренных народов.
Российская Федерация является участником семи основных
международных договоров по правам человека (Международный пакт о
гражданских и политических правах, Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах, Международная
конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о
ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция
против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих
достоинство видов обращения и наказания, Конвенция о правах ребенка,
Конвенция о правах инвалидов) и активно взаимодействует с
соответствующими договорными органами. За период с 2013 г. состоялись
представления российских национальных докладов в Комитете по правам
человека (2015 г.), Комитете по правам ребенка (2014 и 2018 гг.), Комитете
по ликвидации дискриминации в отношении женщин (2015 г.), Комитете по
ликвидации расовой дискриминации (2017 г.), Комитете по экономическим,
социальным и культурным правам (2017 г.), Комитете по правам инвалидов
(2018 г.) и Комитете против пыток (2018 г.). Наряду с этим российская
сторона на регулярной основе отвечает на запросы договорных органов,
получаемых в рамках т.н. процедуры рассмотрения индивидуальных
сообщений.
Российская Федерация традиционно придает большое значение
налаживанию конструктивного взаимодействия с Управлением Верховного
комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ). Являясь стабильным донором
Управления, Россия ежегодно вносит в его бюджет добровольный взнос в
размере 2 млн. долларов США, часть из которого идет в том числе на
финансирование деятельности специальных процедур Совета. В рамках
реализации «Концептуальных рамок сотрудничества УВКПЧ с Российской
Федерацией на 2007 г. и последующий период» осуществляются совместные
проекты в таких областях, как обеспечение верховенства права, поощрение
равноправия и толерантности, развитие системы образования и повышение
информированности о правах человека.
Российская Федерация активно взаимодействует с региональными
институтами и механизмами в области прав человека, в частности в рамках
Совета Европы и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
С учетом изложенного Российская Федерация рассчитывает на
поддержку партнеров по Генеральной Ассамблее ООН на выборах в Совет по
правам человека на период 2021-2023 гг., которые состоятся осенью 2020 г. в
ходе 75-й сессии ГА ООН.